Чем почистить лямбда зонд в домашних условиях
Перейти к содержимому

Чем почистить лямбда зонд в домашних условиях

  • автор:

Чистка лямбда зонда (восстановление датчика кислорода)

В один прекрасный момент Машка жутко начала тупить, расход полез вверх, ХХ прыгал как ошалевший с 300 до 1500, ехать было невозможно.

Диагностика предельно проста: отключаем фишку 1-го датчика (лямбда до катализатора), и, если машина поехала нормально (т.е. пропал тупняк и нестабильный ХХ), то виноват именно датчик кислорода (лямбда).

Но спешить покупать новый не стал. Почитав в сети отчеты о чистке лямбда зондов, с долью скептицизма решился провести данную операцию.

Для чистки понадобится фосфорная (или ортофосфорная) кислота.

Найти её очень просто:
1). В магазине радиодеталей, где она продается как флюс для пайки.
2). В обычном хозяйственном разделе супермаркета имеются жидкие средства для чистки чайников и стиральных машин от накипи, чистки раковин и др. кухонных частей от ржавчины. В составе этих средств как правило имеется эта кислота, смотрите состав на этикетке.

Сам я купил бутылку Cillit (жижа для чистки чайников) (содержит какой-то % фосфорной кислоты) и имея в арсенале газовую горелку принялся за дело.

По работам:
1). Берем металлическую баночку, куда поместится наш зонд.
2). Заливаем кислоту в банку и нагреваем кислоту газовой горелкой.
3). Сам датчик находится под защитным (дырявым) колпачком, поэтому важно почистить именно поверхность под колпачком. Для этого периодически окунаем лямбду в кислоту, болтаем и вынимая, аккуратно чистим нагар под колпачком зубной щеткой. Сам колпачок с дырочками срезать ненужно (как многие делают), жижа под него попадает очень хорошо. Кислота никак не навредит датчику, так что смело можно положить датчик в нее на продолжительное время.
4). В связи с тем, что данная кислота после себя оставляет защитную пленку на металле, после окончания работ с кислотой, необходимо промыть датчик в растворителе, например, можно использовать CarbCleaner или BrakeCleaner.

Результат: 3 года — полет нормальный, машина прет, расход в норме.

З.Ы. нагрев ускоряет процесс в разы, проверено опытом. Без нагрева необходимо подержать объект в этой жиже до нескольких часов.
З.Ы.Ы. также профилактики ради прочистил и 2-ой зонд.
З.Ы.Ы.Ы. в случае необходимости всегда можно купить новый датчик.

Чистка лямбда зонда

Началось дело с того, что начал гореть индикатор «check», затем погас, потом опять загорелся, да и топлива жрала машинка много. Почитав интернета, выяснил, что данное поведение индикатора очень похоже либо на сдохший кислородный датчик, либо на его загрязнение, или и то и другое. Раз непонятно что конкретно случилось с датчиком, то надо попробовать его почистить, а вдруг он жив? Тогда и новый покупать не надо и всё будет хорошо!

Всё вышеописанное происходило с Mini One 1.6i 2001 года.

Снятие лямбда зонда

Полез в интернет, а затем и под капот искать сей кислородонюхающий прибор. Оказалось, что их два — до и после катализатора. Здесь проблем было не много — взял соответствующий ключ и, попытки с пятой, выкрутил тот который перед катализатором. А нижний совсем просто было снимать, правда, из ямы.

Лямбда зонд, который установлен после катализатора
Сам лямбда зонд

Чистка лямбда зонда ортофосфорной кислотой

В великой сети полно упоминаний об очистке нашего прибора кислотой, преимущественно ортофосфорной, хотя не только, кто-то чистил различной химией для очистки ванн, плит и прочей кухонно-бытовой утвари. Главное не царапать, то есть без применения жёстких и средних щёток, максимум можно использовать мягкую кисточку. Этому совету я поверил, и экспериментировать с наждачной бумагой и прочими грубыми методами не стал. Благо была ортофосфорная кислота, не знаю какой концентрации, но она как флюс для пайки продаётся в пол-литровой пластиковой бутылке. Налил кислоту в стакан и замочил зонд.

Чистка лямбда зонда фото

После получаса, часа и даже ночи внешне тёмный нагар на зонде не изменился, а так же чистым и блестящим он не стал.

Улучшенный метод очистки

Я не поверил в то, что он и так чистый и в то, что его очистить невозможно. Решено было нагреванием ускорить химическую реакцию кислоты и того налёта, от которого необходимо избавиться. Для этого на газовой плите с маленькой конфорки снял крышку и перевернул её, положив не по центру (чтобы кислота не капала внутрь газовой трубы). Зажёг огонёк и макая зонд в кислоту грел. Поначалу ничего не происходило, а когда кислота закипела и стала слегка брызгаться, появились первые признаки реакции — выступила какая-то зелёно-голубая соль, её смывал водой, благо в воде она растворялась. Таким способом помучал датчик минут, наверное, пятнадцать, после чего он стал действительно чистым и блестящим. И не пришлось отрезать колпачок и после очистки его приваривать, как пишут во многих источниках, кислота и так хорошо проникает.

Поделитесь статьёй с друзьями в социальных сетях! Буду Вам очень признателен.

Как почистить лямбда-зонд

Лямбда-зонд (он же кислородный датчик) – это компонент, необходимый для определения концентрации кислорода в свободной форме в газах, выходящих при работе ДВС. Это осуществляется за счет анализатора, который встроен в зонд. Если есть засор компонента несгораемым нагаром, то он станет передавать ошибочные сведения.

При выявлении проблем на начальной стадии можно исправить их посредством восстановления. В результате чистки элемента можно вернуть его полноценные функции, чтобы увеличить ресурс. Это целесообразно не во всех случаях, но эффективность зависит от использованного средства и методики чистки.

Оглавление

Распространенные проблемы

Лямбда-зонд имеет расчетный ресурс примерно 100-150 тыс. км пробега, но агрессивные присадки в топливо, бензин низкого качества, выгорело масло, а также из-за иных проблем, ресурс сокращается до 40-80 тыс. км. Результат – ошибки ЭБУ при дозировке бензина, переобогащение или обеднение смеси, работа мотора становится неравномерной, утрачивается тяга, возникает ошибка «Check engine» на панели управления.

lz 2

О наличии проблем с кислородным датчиком можно судить по кодам ошибок от P0130 до P0141, а также P1102 и P1115. По расшифровке можно понять, какая неисправность возникла. В зависимости от причины и предварительных данных, полученных при проверке компонента, можно ориентироваться, имеет ли смысл чистка:

  • Корпус разгерметизировался в результате перегрева и естественного износа датчика. Возникают проблемы, связанные с тем, что в мотор поступает обогащенная смесь, повышается топливный расход и возникает неприятный запах.
  • Датчик перегрелся в результате неправильного зажигания. Становится источником проблем, так как сгорание продуктов происходит в выпускном тракте, мотор троит, утрачивается тяга, хлопки во впуске.
  • Засорение корпуса возникает из-за заправки бензином недостаточного качества или сформировалось много отложений, так как автомобиль имеет большой пробег. Мотор перестает работать стабильно, утрачивается тяга, расход топлива увеличивается, возникает сильный запах выхлопа.
  • Проводка повреждается в результате механических воздействий, что приводит к утрате приемистости ДВС и тяги, повышает расход топлива.
  • У лямбда-зонда разрушается керамическая часть в результате ударов по датчику.

Все перечисленные проблемы проявляются одинаковыми симптомами, что связано с трансляцией в ЭБУ неверных сведений.

Если при диагностике не было выявлено механических проблем, а лишь простейших загрязнений, то можно попробовать его восстановить. Но до начала чистки датчика от нагара требуется убедиться в том, что его проводка исправна, а также в нормальной работе системы зажигания.

Чистка лямбды

До начала чистки лямбда-зонда от нагара требуется определить его тип. Есть два:

  • Циркониевые. Это датчики гальванического типа, которые при работе генерируют напряжение 0-1 В. такие сенсоры стоят дешевле, они не такие требовательные к условиям работы, но недостаточно точные.
  • Титановые. Это датчики резистивного типа, которые меняют сопротивлением измерителя. Подаваемое напряжение меняется из-за сопротивления, сигнализируя о составе смеси. Это точные, дорогие и надежные датчики.

Различаются датчики по внешнему виду:

  • Размер. Титановые более компактные, имеют резьбу меньших размеров.
  • Проводка. Расцветка косы различается: желтая и красная жилы могут быть только у титанового.

Для очистки датчика от загрязнений используется активный химический состав – органические соединения либо кислоты. Циркониевые лямбда-датчики можно чистить концентрированными растворителями и кислотами, а титановым нужно более нежное обращение. Чтобы убрать нагар, потребуется разбавить органический растворитель или кислоту.

Вещества для чистки лямбда-зонда

lz3

Обязательно использовать вещества, химически активные и агрессивные к нагару, но нейтральные к датчику. Есть 3 варианта:

  • Органические кислоты – уксусная;
  • Неорганические – соляная, серная, ортофосфорная;
  • Органические растворители – димексид, легкие углеводороды.

Процесс очистки

Чтобы почистить лямбда-зонд без вреда для себя, требуется обязательно иметь нитриловые перчатки, защитные очки. Респиратор послужит защитой органов дыхания от вредных испарений. Потребуется и определенное оборудование:

  • Сосуды из стекла на 100-500 мл;
  • Фен, выдающий температуру более 60 градусов;
  • Кисточка.

Сначала датчик прогревается феном до температуры примерно 100 градусов.

Использование димексида является наиболее щадящим способом чистки. Он не вступает в реакцию с оксидами циркония и титана, поэтому подходит для датчиков обоих типов, но он отлично смывает вещества, которые есть в составе нагара.

Димексид нужно подогреть до температуры выше 20 градусов, а также периодически прогревать в процессе. Рабочая часть лямбды окунается в сосуд с препаратом, где нужно выдержать элемент, периодически помешивая. При чистке обязательно прогревать жидкость, чтобы димексид не кристаллизовался.

Обычно достаточно 30-60 минут.

Если после чистки результат оказался неудовлетворительным, то можно воспользоваться иным веществом для чистки. Перед использованием другого вещества нужно промыть датчик, чтобы не случилось нежелательной химической реакции.

ТОП статей

  • Чем отличаются катализаторы?
  • Что ценного в катализаторе?
  • Принцип работы катализатора
  • Зачем нужно удалять катализатор?
  • Можно ли удалять катализатор?
  • Признаки забитого катализатора
  • Что делают с удаленными катализаторами?
  • Состав катализатора
  • Удаление катализатора
  • Установка обманки катализатора
  • Установка пламегасителя
  • Нужно ли вырезать катализатор?
  • Как проверить забит ли катализатор?
  • Как проверить работоспособность катализатора?
  • Температура катализатора

Самостоятельная чистка лямбда-зонда

Выхлопной газ автомобильного мотора, работающего на бензине, содержит 0,3-8% кислорода. Значение для дизеля больше, и равняется 2-18%. Если показатель вышел за пределы нормы, двигатель начинает работать с перебоями. Виной тому нарушение состава топливовоздушной смеси. За этим параметром следит кислородный датчик. Он подает сигнал в ЭБУ — электронный блок управления, а тот динамически меняет состав смеси, необходимой для полной детонации горючего. Во время работы на чувствительном элементе датчика образуется нагар. В статье речь пойдет про чистку лямбда-зонда.

Устройство лямбды

Устройство лямбда-зонда

Устройство лямбда-зонда

Устройство датчика кислорода

На картинке изображен лямбда-зонд с подогревом. Деталь устанавливают во впускном коллекторе и на выхлопной трубе после катализатора. Газы проникают сквозь отверстия в защитном экране и соприкасаются с электродами, расположенными на поверхности керамического наконечника. Чувствительный элемент измеряет напряжение для циркониевых датчиков и сопротивление для титановых. Сигнал идет по проводам в ЭБУ. Эталонное, или стехиометрическое соотношение воздуха к топливу составляет 14,7:1. Это λ=1, регулировка состава смеси не нужна. Но бывают другие варианты:

  1. Много воздуха, λ>1. Добавляется горючее.
  2. Мало кислорода, λ

В процессе работы на керамическом наконечнике появляется нагар, который перекрывает электроды. Показания становятся ошибочными, датчик перестает справляться с работой. Его можно почистить своими руками. Только шансы восстановить работоспособность равны 50%. Чем раньше найдена неисправность, тем выше вероятность «воскресить» лямбда-зонд.

Определение типа датчика

Первым делом нужно понять, какая лямбда установлена в машине: титановая или циркониевая. Зачем это делать? Электроды на керамическом наконечнике изготовлены из разных металлов, а значит, понадобятся разные чистящие средства. Сравнительная таблица:

Есть красная жила

Самый надежный способ идентификации — найти маркировку на корпусе датчика и проверить по каталогу производителя. В описании будет указано точное наименование. Убирать нагар с титановых деталей можно только с помощью органических растворителей или слабо концентрированных кислот. Циркониевые лямбды не так чувствительны. Их можно чистить в домашних условиях едкими химикатами.

Подходящие вещества

Лямбда-зонд с чувствительным элементом из оксида циркония и оксида титана

Лямбда-зонд с чувствительным элементом из оксида циркония и оксида титана

Циркониевый и титановый датчики

Самая уязвимая часть лямбда-зонда — электроды на керамическом наконечнике. Нужно выбирать такое средство, которое не способно разрушить хрупкий металл, но может справиться с нагаром. Список того, чем нельзя пользоваться:

  1. Оксид титана. TiO2. Нагрев с натрием, кальцием, магнием и хлором. Аммиак, перекись водорода и серная кислота при комнатной температуре.
  2. Оксид циркония. ZrO2. Щелочи, серная кислота в концентрации больше 70%, плавиковая кислота, она же раствор фтороводорода.

Если убрать исключения, то выбор не так уж велик. На роль реагентов подойдут органические растворители наподобие димексида и углеводородов. С задачей справятся неорганические кислоты: ортофосфорная, соляная, серная. Органические соединения лучше не применять. Они растворяют лишь известковый налет и ржавчину. Нагар останется на месте, если использовать лимонную или уксусную кислоты.

Алгоритм очистки

Конечный результат зависит от вещества, которое выбрано в качестве реагента. Главный показатель — затраченное время. Если нужно быстро восстановить лямбда-зонд, кислоты вряд ли подойдут. На вымачивание потребуется несколько часов. Основные данные приведены в таблице:

Время очистки, часы

Почистить лямбда-зонд с максимальной отдачей помогут неорганические кислоты. Время зависит от степени загрязнения. Но не дольше суток. Димексид и прочие растворители способны удалить легкие загрязнения, состоящие из углеводородов.

Важно. Для работы с едкими веществами понадобятся СИЗ — средства индивидуальной защиты. К их числу относятся перчатки из резины или нитрила, респиратор и очки.

Чтобы провести процедуру с максимальным эффектом, понадобится минимальный набор оборудования. В качестве сосудов для погружения датчика кислорода можно использовать стеклянные стаканы или банки объемом от 150 до 250 мл. Зубная щетка нужна для механической очистки колпачка, а бытовой фен поможет нагреть деталь. Рекомендуется довести температуру лямбда-зонда до 80-90°С. Это ускорит протекание химических реакций.

Керамический элемент защищен металлическим экраном с отверстиями для проникновения выхлопных газов. Некоторые эксперты рекомендуют срезать колпачок перед очисткой. Но эта операция при недостаточной квалификации может напрочь испортить чувствительный элемент датчика. К тому же, экран придется фиксировать на прежнем месте с помощью точечной сварки.

Органические растворители

К этим веществам относится димексид, керосин и ацетон. Первый вариант обеспечивает среднюю эффективность. Поэтому следует взять его за основу. Диметилсульфоксид продается в аптеках в форме раствора или концентрата. Он не вступает в реакцию с оксидами титана и циркония, поэтому безопасен для чувствительного элемента. С растворителем лучше работать в перчатках, а помещение необходимо тщательно проветривать.

Как почистить лямбда-зонд димексидом

Как почистить лямбда-зонд димексидом

Очистка датчика димексидом

Первым делом нужно привести очиститель в жидкое состояние. При температуре +18°C и ниже он выпадает в осадок, образуя кристаллы. Для размягчения понадобится подогрев на водяной бане. Для этого достаточно взять кастрюлю, нагреть в ней воду и погрузить в жидкость флакон с димексидом. Останется налить готовый растворитель в стеклянную емкость и опустить туда рабочую часть лямбда-зонда до резьбы.

Периодически нужно подогревать диметилсульфоксид, иначе он кристаллизуется. На всю процедуру уйдет не больше часа. Нет смысла делать это дольше. Вещество должно убрать нагар за 30-60 минут. Алгоритм для вымачивания датчика в керосине и ацетоне аналогичный. Только не следует подогревать растворитель.

Ортофосфорная кислота

Для титановых датчиков максимальная концентрация действующего вещества не должна превышать 50%. Циркониевые лямбда-зонды легко взаимодействуют с раствором, в котором содержится 75% кислоты. Первый вариант можно найти в магазинах электрики и электроники. Вещество продается, как паяльный флюс. Едкие, технические кислоты легко приобрести в интернет-магазине наподобие Ozon.

Процесс очистки в домашних условиях выглядит так:

  1. Нагреть датчик феном до 85°С и погрузить в раствор ортофосфорной кислоты до начала резьбы.
  2. Выдержать нужное время в зависимости от степени загрязнения. Минимум 1 час, максимум — 24.
  3. Промыть лямбда-зонд в чистой воде, очистить внешнюю поверхность с помощью зубной щетки.

Оценить состояние керамического наконечника после процедуры вряд ли получится. В защитном экране слишком маленькие отверстия. Поэтому придется проверять деталь в работе после установки на посадочное место в выпускном коллекторе или на участке выхлопной трубы после катализатора. Если мотор работает без перебоев, а сканер OBD-2 не выдает ошибок, значит все в порядке.

Очистка датчика кислорода с помощью ортофосфорной кислоты

Очистка датчика кислорода с помощью ортофосфорной кислоты

Вымачивание в ортофосфорной кислоте

Некоторые мастера советуют после вымачивания датчика нагревать его газовой горелкой. Вряд ли это хорошая идея. Максимальная рабочая температура циркониевого лямбда-зонда составляет 300°C, а титанового — 700°C. Горелка может выдавать 1300°C. Есть риск, что металлическая контактная сетка на керамическом наконечнике просто расплавится.

Серная и соляная кислоты

Чистка лямбда-зонда с помощью серной кислоты — опасный, но эффективный метод удаления нагара. Процедуру можно выполнить своими руками. Главное — приобрести достаточное количество вещества. Оно есть в составе аккумуляторного электролита. Правда, концентрация не столь велика. Она зависит от плотности:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *