Из чего состоит асфальт
Перейти к содержимому

Из чего состоит асфальт

  • автор:

Что такое асфальт

Асфальт — природный или искусственный многокомпонентны й материал на основе поверхностного (образованного при выходе на поверхность земли) или нефтяного (полученного в результате нефтепереработки и последующей обработки оставшегося в осадке гудрона) битума, содержащего минеральные наполнители — гравий, щебень разных пород, песок.

По сути, применение термина «асфальт» к дорожным асфальтобетонным смесям некорректно. Содержание асфальта как смеси битумов в общей массе в несколько раз меньше и зависит от марки материала.

Начало использования асфальта для строительства дорог

Первые упоминания об использовании природного асфальта для прокладки дорог относятся к XVI веку и Южной Америке. Производство искусственных литых асфальтовых смесей появилось в США только в конце XIX века, чуть раньше пришли битумно-минераль ные составы на улицы Европы — в 1830-40 г.г. мощеные тротуары и проезжие части городов Франции, Австрии, Великобритании и России стали заменяться асфальтовыми покрытиями.

Первый пробный и более масштабный опыт асфальтирования провели в Санкт-Петербурге , но только к 80 г.г. новый дорожный материал распространился по другим крупным городам. При этом собственный завод был построен в России не сразу — в течение трех десятков лет прогрессивный тогда продукт закупали за границей.

Пионером в механизированной укладке опять оказалась Америка. Именно здесь для построения дороги впервые применили гудронатор, из которого лился горячий битум.

Состав природного и искусственного асфальта

Природный асфальт добывается с редких месторождений — озера Пич-Лейк на территории Тринидада, Мертвого моря в Израиле, провинции Альберта в Канаде, Поясе Ориноко в Венесуэле, штатах США, Иране, на Кубе. Состав включает в себя смесь битумов содержанием до 70%, неорганические включения и органические соединения.

Искусственные асфальтобетонные смеси состоят из двух основных компонентов. В роли вяжущего компонента выступают вязкие, маловязкие или жидкие нефтяные, модифицированные битумы и ПБВ (полимерно-битум ные вяжущие). В качестве наполнителей используются щебень/гравий разных фракций от 5-10 мм до 20-40 мм, песок и минеральный порошок для улучшения прочности, вязкости и заполнения пустот.

Асфальтобетон — монолитное дорожное покрытие, полученное путем укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси.

Технология производства асфальта

Основные шаги производства любой асфальтобетонной смеси — подготовка компонентов, смешивание и отправка на хранение в бункер. Изготовление выполняется на стационарных и мобильных (располагаемых вблизи участка дорожного строительства) заводах.

Общие технологические этапы:

  • Подготовка компонентов смеси. Минеральные наполнители дробятся и подвергаются разделению на фракции при помощи грохота, просушиваются, нагреваются, дозируются и подаются в смеситель.
  • Приготовление битума. Разогретый битум подается на битумоплавильную установку, выдерживается при постоянном перемешивании, добавлении ПАВ и повышении температуры до выпаривания влаги, отправляется в рабочие котлы и на дозировку смесителя.
  • Перемешивание компонентов. Подготовленный щебень/гравий, песок подаются в асфальтосмесител ь принудительного действия для «сухого» перемешивания с добавлением минерального порошка и последующим добавлением нагретого битума и смешиванием до однородной смеси.
  • Перегрузка готовой смеси. Горячую асфальтобетонную смесь отправляют в накопительный бункер или загружают в самосвалы для транспортировки к строительной площадке. Холодную смесь охлаждают и перевозят для хранения на склад.

Нагревание щебня и битума при производстве горячих смесей выполняется до температуры 165…175 0 С и 140…155 0 С, при изготовлении холодных смесей — до 65…75 0 С и 110…120 0 С соответственно.

Классификация асфальтобетонных смесей выполняется по остаточной пористости, типу минеральных материалов, их фракции и процентному содержанию, битумному вяжущему и температуре укладки.

Отдельные виды асфальтобетонных смесей

Помимо традиционных и повсеместно применяемых асфальтобетонных смесей существуют более прогрессивные дорожные материалы, которые отличаются от первых составом и условиями укладки.

К ним относятся:

  • Щебеночно-мастич ные смеси ЩМА со стабилизирующими добавками.
  • Литые асфальтобетонные смеси с увеличенным содержанием битума и минерального порошка.
  • Полимерасфальтоб етонные смеси с добавлением полимеров (эластомеров).
  • Цветные горячие и холодные смеси с красящими пигментами.
  • Стеклоасфальтобе тонные смеси с включением стеклянного боя.
  • Резиноасфальтобе тонные и резиновые дренирующие смеси с резиновой крошкой и полимерными добавками.
  • Сероасфальтобето нные смеси с присутствием технической серы.

Каждый вид материала имеет конкретную область применения, обусловленную характеристиками и эксплуатационным и свойствами получаемого покрытия.

Производство и укладка асфальта.

Тел.: 8 (495) 432-10-10, 8 (929) 667-69-15, 8 (903) 191-45-25
Email: info@abz-asfalt.ru

Адрес: Московская обл, Дмитровский р-н,
с. Белый раст, 163

Из чего делают асфальт

Асфальт, а точнее асфальтобетон, делают из смеси горячего нефтяного битума и твердого каменного наполнителя, в качестве которого могут быть гравий, щебень, отсев, песок и другие минеральные материалы. Для улучшения некоторых технико-эксплуатационных характеристик в асфальтобетонные смеси добавляют специальные присадки, повышающие его стойкость к высокой температуре, влаге и морозам, снижающие текучесть дорожного полотна и т.п.

Базовый состав асфальтобетона

  • Вяжущие компоненты. Классическая технология производства асфальта основана на использовании нефтяного битума, который разогревают до полужидкого состояния.
  • Твердый наполнитель. Этот компонент разделяют на два подвида: мелкий и крупный. Такие мелкозернистые материалы как щебеночный отсев и карьерный песок повышают плотность и термостойкость готового асфальта, снижая пористость дорожного асфальтобетонного покрытия. Крупный наполнитель (щебень, гравий и т.п.) с размером камней до 40 мм используют в качестве прочностной основы для повышения несущей способности асфальтобетона и сопротивления повышенным нагрузкам на дорожное полотно.
  • Минеральные порошки. Этот компонент добавляют в асфальт, чтобы скорректировать его вязкость.

Разновидности асфальта в зависимости от его состава

Асфальтовое покрытие

Одни из основных критериев классификации асфальтобетона – фракция (размер зерна) твердого наполнителя.

  • Крупнозернистые асфальтобетонные смеси с величиной камней щебня до 40 мм. Такой асфальтобетон предназначен для нижних несущих слоев автодорожного покрытия.
  • Мелкозернистые на основе щебня с фракционным составом до 15 мм. Это асфальт используют для финишного покрытия дорог поверх крупнозернистого асфальтобетона или как промежуточную прослойку в трехслойном дорожном «пироге».
  • Песчаный асфальт изготавливают на основе карьерного песка (речной для этого не подходит) или щебенчатого отсева величиной зерна до 5 мм. Это однородная плотная асфальтобетонная смесь, которая предназначена для финишного асфальтирования дорог и тротуаров при трехслойной технологии.

Кроме классического асфальтобетона на основе битума и твердого наполнителя существуют и некоторые его модификации. Щебеночно-мастичный асфальт улучшен волокнистыми компонентами и стабилизирующими присадками, что увеличивает его прочность. Полимерные асфальтобетонные смеси включают в себя некоторые полимеры, в т.ч. и пластификаторы, продлевающие срок службы дорожного покрытия.

Как и из чего делают асфальт?

В простонародье асфальт — это то же самое, что и асфальтобетонная смесь, которая используется для покрытия дорог. Но в действительности это разные вещества с абсолютно разными свойствами и характеристиками.

Из чего состоит асфальт-min

Главные составляющие асфальта

В состав асфальта, как правило, входят твердые компоненты и битум. С учетом интенсивности и характера эксплуатации, состав может дополняться другими компонентами:

  • крупнозернистыми заполнителями — гравием или щебнем с фракцией 10-40мм, которые придают устойчивость к механическим нагрузкам;
  • мелкозернистым наполнителем (песком или отсевом) — он увеличивает плотность асфальтобетона и придает ему дополнительную термоустойчивость;
  • тонкодисперсным минеральным порошком — для изменения вязкости раствора;
  • битумом — главным вяжущим составляющим элементом искусственного асфальта. Возможно использование и других пластификаторов для покрытия дорог особого назначения.

Классификация асфальтобетонных составов

Асфальтобетонные смеси классифицируются по фракции твердого наполнителя, по составу и по технологии производства.

По фракции различают:

  • крупнозернистые – используются преимущественно для нижнего слоя асфальта. Крупнозернистым состав считается при использовании щебня или гравия с размером зерна до 40 мм;
  • мелкозернистые – используются как верхний слой асфальта. В состав добавляется мелкий гравий или щебень с размером зерен до 15 мм;
  • песчаные – используются при укладке пешеходных дорожек, аллей, площадок, с минимальной запроектированной нагрузкой. В составе используется мелкофракционный гравий или щебень, минеральный порошок, песок (природный или дробленый), отсев.

По составу различают типы смеси:

  • классический – универсален для любой местности и любых дорожных покрытий, используется в городах как для парковых зон, так и для больших скоростных магистралей;
  • щебеночно-мастичный – обладает высокой прочностью, укладывается на оживленных загородных дорогах с высокими эксплуатационными нагрузками;
  • полимерасфальтобетон – максимально устойчивый к износу состав, включающий более плотную смесь минеральных и полимерно-вяжущих материалов. Им покрывают дороги, предназначенные для прохождения тяжелой специальной техники.

По технологии производства смеси асфальтобетона делятся на:

Процесс изготовления теплых и горячих смесей

При традиционном способе укладки нагретых асфальтосмесей, который предполагает разравнивание, термопластификацию и застывание битума, используется температура 110°С для горячих и 40-80°С для теплых смесей.

Классическая (традиционная) система производства горячих асфальтобетонных смесей используется практически на каждом асфальтовом заводе.

Поскольку на заводы щебень поступает еще влажным, его сушат при температуре 150°С и разделяют на разные фракции посредством просеивания через несколько вибрационных сит — на так называемом грохоте. Использование влажного наполнителя не допускается. Следующий шаг в производстве асфальтобетонных смесей — смешивание щебня или гравия и битума, не допуская при этом понижения температуры ниже чем 170°С вплоть до укладки дорожного полотна. Для улучшения характеристик покрытия в состав вносятся дополнительные составляющие – модификаторы и присадки. Срок хранения готового асфальтобетонного состава – максимум два дня и только в теплые дни с последних месяцев весны до первых месяцев осени.

Изготовление холодных асфальтосмесей

Холодные асфальтосмеси изготовляются из холодного битума с щебневым и гравийным наполнителем с добавлением специальных полимеров, которые имеют свои достоинства и отрицательные черты.
Положительные стороны холодных смесей:

  • рабочая температура от 5°С до -30°С;
  • износостойкость;
  • прочность;
  • надежность;
  • долговечность;
  • великолепное сцепление с дорожной основой.

Изъяны холодных смесей:

  • дороговизна;
  • невысокая прочность на сдвиг.

Учитывая все плюсы и минусы холодных составов, они максимально подходят только для ямочного ремонта дорог и укладки пешеходных дорожек и аллей. Полное покрытие автомобильной дороги такой смесью экономически невыгодно и не соответствует технико-эксплуатационным требованиям ГОСТ.
Иногда холодные смеси используются для покрытия площадок, с предположительно минимальной нагрузкой, например, во дворах жилых домов, на парковых аллеях, площадках.

При производстве холодных асфальтосмесей применяются абсолютно те же технологии, что и для изготовления горячих составов — просушка твердых наполнителей, просеивание на грохоте и смешивание с битумом и другими составляющими.

Предприятия, специализирующиеся на производстве асфальта

Заводы, производящие асфальтобетон, располагают комплексами машин, сооружений, техники, зданий, и осуществляют полный цикл создания асфальта:

  • принимают и хранят составляющие для производства асфальта;
  • дробят и сортируют щебень, гравий и песок;
  • подготавливают, сушат и смешивают все составляющие;
  • перерабатывают покрытие, которое уже отслужило свое.

Асфальтобетонные заводы также подразделяются на циклические и непрерывные. Циклические в производстве используют дозаторы, а непрерывные предполагают, что запущенный цикл производства не может быть остановлен.

Кроме того, существуют мобильные и стационарные асфальтосмесительные установки. Мобильные асфальтосмесительные установки, которыми располагает каждый асфальтобетонный завод, находятся непосредственно в местах укладки нового дорожного покрытия, так как готовые горячие смеси нецелесообразно возить на дальние расстояния.

Современные асфальтобетонные заводы могут производить около 400 тонн асфальта в час.

Из чего состоит асфальт

Безобжиговый строительный материал из битума, крупных и мелких фракций заполнителей, а также из минеральных порошков и других компонентов неорганической природы, называют асфальтом или асфальтобетоном. На сегодня современные АБЗ производят асфальтные смеси, отличающиеся между собою технологической цепочкой приготовления и сферами применения.

Из чего делают асфальт. Расскажем о компонентах

Основными составляющими современных асфальтобетонных смесей, являются:

  • Крупные заполнители, среди которых щебень и гравий. Им отводится роль сцепляющего элемента с вяжущими веществами асфальтобетонной смеси. Как правило, в качестве такого компонента используется заполнитель, имеющий размеры зерен в диапазоне от 10 до 40 мм.
  • Песок. Это мелкий заполнитель, имеющий карьерную природу. Речные пески не подходят для формирования асфальта. В качестве хорошей альтернативы карьерному песку при производстве асфальта используют отсев дробления щебня. С помощью использования песка в асфальтобетонных смесях удается повысить их плотность, прочность конечного дорожного покрытия, улучшить устойчивость к УФ-излучению и высоким внешним температурам.
  • Минеральные порошки. От того, какое количество этого заполнителя будет добавлено в асфальтобетонную смесь, и от того, насколько хорошо его качество, будут формироваться вяжущие свойства смеси. Прочность дорожного покрытия будет снижена, если будет добавлено слишком большое количество минерального порошка.
  • Вяжущая часть. Доля вяжущего компонента в асфальтных смесях, производимых современными асфальтобетонными заводами, выпадает битуму. Это вещество может быть вязким или жидким. Показатели вязкости битума зависят от температуры, при которой будет вестись укладка асфальта, а также от сырьевой смеси, примененной для его состава. Чем ниже температура укладки, тем более жидкий битум необходимо использовать. Для того чтобы он сохранял свою жидкостную составляющую при укладке в холодное время года в него добавляются специальные разжижители и присадки.

В зависимости от того, какой размер зерен заполнителя был применен при производстве асфальтобетона, различают три основных вида асфальтобетонных смесей:

  1. Крупнозернистая. С ее помощью формируются нижние слои дорожного покрытия, и она отличается применением щебня крупных и мелких фракций.
  2. Мелкозернистая. Она формирует верхний слой дорожного покрытия при двухслойных дорожных пирогах. В ее составе применен мелкозернистый щебень с диапазоном размеров зерен от 5 до 15 мм.
  3. Песчаная асфальтобетонная смесь. Очень часто используется для формирования тротуаров. Основным заполнителем в ней является песок, который дополняется небольшим количеством минерального порошка и мелкофракционного щебня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *