Технические регламенты в строительстве
Основополагающим документом для рассмотрения технических регламентов в строительстве служит ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается техническое регламентирование. Но данные регламенты устанавливают только минимально необходимые требования, которые призваны обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д., за исключением некоторых случаев, когда необходимо установить требования к «исполнению продукции». Именно таким исключением предстает сфера строительства. Поэтому для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Технические регламенты в строительстве определяют обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.
Технические регламенты в строительстве включают следующие требования:
- Пожарная безопасность.
- Механическая безопасность.
- Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
- Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
- Безопасность для пользователей зданий.
- Энергетическая эффективность зданий.
- Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
- Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.
Технические регламенты в строительстве обусловлены ФЗ № 384 ст.3 п.6. Данным законом определено, что для четкого соблюдения прилегающих требований в обязательном порядке должен быть применен Перечень национальных стандартов, утвержденный Правительством РФ.
Обязательный перечень национальных стандартов
Заявленный перечень был утвержден Указом Правительства РФ № 1047 – р. В связи с данным указом ни одно здание не будет введено в эксплуатацию, если его характеристики не соответствуют действующим техническим регламентам в строительстве.
Нормы, установленные ФЗ № 384, не применяются к зданиям:
- определенным к эксплуатации до вступления данных требований в законную силу;
- строительство, капремонт и реконструкция которых осуществляются в соответствии с документацией, отправленной на госэкспертизу или уже утвержденной ею до вступления данных требований в законную силу;
- в случае, если проектная документация не подлежит госэкспертизе, и заявление о получении разрешения на строительство подано до вступление данных требований в законную силу.
Данные нормы не действуют в отношении вышеперечисленных ситуаций до капитального ремонта или реконструкции здания.
Добровольный перечень государственных стандартов
Техническим регламентом в строительстве ФЗ № 384 ст.6 п.7 определено, что Национальный орган по стандартизации должен опубликовать и разместить в информационной системе перечень соответствующих документов, применяемых на добровольной основе.
Согласно ФЗ № 184, применение добровольных стандартов является достаточным условием для соблюдения требований технических регламентов в строительстве (ст.16.1 п. 4).
Напротив, неприменение стандартов не является несоблюдением технических регламентов в строительстве. В данном случае допускается использование иной документации для оценки соответствия.
© 2012 ООО «Альголь»
Головной офис: г. Калининград, ул. Кирова, 7, офис 4
Карта проезда
+7 (4012) 93-59-29, 93-59-28
Эл. почта: mail@algolpro.ru
Возможна доставка в следующие города: Майкоп, Уфа, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Махачкала, Назрань, Нальчик, Элиста, Черкесск, Петрозаводск, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Саранск, Якутск, Владикавказ, Казань, Кызыл, Ижевск, Абакан, Грозный, Чебоксары, Барнаул, Краснодар, Красноярск, Владивосток, Ставрополь, Хабаровск, Благовещенск, Архангельск, Астрахань, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Иваново, Иркутск, Калининград, Калуга, Петропавловск-Камчатский, Кемерово, Киров, Кострома, Курган, Курск, Санкт-Петербург, Липецк, Магадан, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Орёл, Пенза, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Южно-Сахалинск, Екатеринбург, Смоленск, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Челябинск, Чита, Ярославль, Биробиджан, Агинское, Кудымкар, Палана, Нарьян-Мар, Дудинка, Усть-Ордынка, Ханты-Мансийск, Анадырь, Тура, Салехард.
Технические регламенты в строительстве
Технические регламенты в строительстве — это документы, обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в которых установлены минимально необходимые требования, призванные обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д. ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается технические регламенты в строительстве, носит межотраслевой характер. Поэтому в нормативных документах и стандартах предусмотрено изменение функций государственного и технического регулирования, путем принятия технических регламентов региональными органами власти
Обязательные для применения и исполнения требования к безопасности продукции, процессов ее производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, утилизации, а также национальных стандартов, имеющих статус документов для добровольного применения с требованиями к конструктивным формам продукции, качеству ее исполнения, методам ее испытаний, включены в общие технические регламенты в строительстве. Но строительная продукция создается и эксплуатируется практически для всех отраслей народного хозяйства страны, поэтому технические регламенты в строительстве подчинены целям, на основании которых происходит их принятие на местном уровне:
- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечение энергетической эффективности.
Технические регламенты в строительстве в иных целях не допускаются к рассмотрению и принятию. Для адаптации к строительным процессам и продукции, а также для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ был составлен с учетом отечественной и международной правоприменительной практики в области технического регулирования, в том числе стран ближнего зарубежья и требует соблюдения следующего перечня национальных стандартов России, утвержденных Правительством РФ:
- Пожарная безопасность.
- Механическая безопасность.
- Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
- Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
- Безопасность для пользователей зданий.
- Энергетическая эффективность зданий.
- Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
- Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.
Составляя технические регламенты в строительстве, прежде всего, устанавливаются обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.
Помимо этого, технические регламенты в строительстве освещают минимальные необходимые требования к зданиям и сооружениям, разъясняют нормы и ряд общих требований:
- требований безопасности (механической, пожарной и др.),
- требований к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений,
- требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта,
- требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа),
- требований оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Общероссийские технические регламенты в строительстве не содержат требования к конструкции и исполнению поэтому в качестве основы для разработки проектов технических регламентов полностью или частично используются международные стандарты, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей.
Стандартный порядок разработки и принятия технических регламентов (ТР) на региональном уровне происходит по следующей схеме принятия технического регламента:
- Разработка проекта ТР любым лицом.
- Публичное обсуждение проекта ТР.
- Экспертиза проекта ТР экспертной комиссией.
- Законодательное утверждение проекта ТР.
Разобраться во всех особенностях правового института технического регулирования безопасности зданий и сооружений можно вместе с нашими специалистами, которые в будние дни консультируют по телефону 209-09-40. Обращайтесь!
Что такое технический регламент в строительстве
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
радиационную безопасность населения;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Оценка соответствия проводится в формах испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Национальные стандарты Российской Федерации могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).
Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.
В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов — потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.
10. Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных документов по стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов по стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
apt.ru
Timeweb — компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
от 196 руб руб. / мес
Аренда VDS и VPS
Виртуальные серверы с почасовой оплатой. Меняйте конфигурацию сервера в любой момент и в пару кликов.