Что такое технический регламент в строительстве
Перейти к содержимому

Что такое технический регламент в строительстве

  • автор:

Технические регламенты в строительстве

Основополагающим документом для рассмотрения технических регламентов в строительстве служит ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается техническое регламентирование. Но данные регламенты устанавливают только минимально необходимые требования, которые призваны обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д., за исключением некоторых случаев, когда необходимо установить требования к «исполнению продукции». Именно таким исключением предстает сфера строительства. Поэтому для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Технические регламенты в строительстве определяют обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.

Технические регламенты в строительстве включают следующие требования:Технические регламенты в строительстве

  1. Пожарная безопасность.
  2. Механическая безопасность.
  3. Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
  4. Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
  5. Безопасность для пользователей зданий.
  6. Энергетическая эффективность зданий.
  7. Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
  8. Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.

Технические регламенты в строительстве обусловлены ФЗ № 384 ст.3 п.6. Данным законом определено, что для четкого соблюдения прилегающих требований в обязательном порядке должен быть применен Перечень национальных стандартов, утвержденный Правительством РФ.

Обязательный перечень национальных стандартов

Заявленный перечень был утвержден Указом Правительства РФ № 1047 – р. В связи с данным указом ни одно здание не будет введено в эксплуатацию, если его характеристики не соответствуют действующим техническим регламентам в строительстве.

Нормы, установленные ФЗ № 384, не применяются к зданиям:
  • определенным к эксплуатации до вступления данных требований в законную силу;
  • строительство, капремонт и реконструкция которых осуществляются в соответствии с документацией, отправленной на госэкспертизу или уже утвержденной ею до вступления данных требований в законную силу;
  • в случае, если проектная документация не подлежит госэкспертизе, и заявление о получении разрешения на строительство подано до вступление данных требований в законную силу.

Данные нормы не действуют в отношении вышеперечисленных ситуаций до капитального ремонта или реконструкции здания.

Технические регламенты в строительствеДобровольный перечень государственных стандартов

Техническим регламентом в строительстве ФЗ № 384 ст.6 п.7 определено, что Национальный орган по стандартизации должен опубликовать и разместить в информационной системе перечень соответствующих документов, применяемых на добровольной основе.

Согласно ФЗ № 184, применение добровольных стандартов является достаточным условием для соблюдения требований технических регламентов в строительстве (ст.16.1 п. 4).

Напротив, неприменение стандартов не является несоблюдением технических регламентов в строительстве. В данном случае допускается использование иной документации для оценки соответствия.

© 2012 ООО «Альголь»

Головной офис: г. Калининград, ул. Кирова, 7, офис 4

Карта проезда

+7 (4012) 93-59-29, 93-59-28
Эл. почта: mail@algolpro.ru

Возможна доставка в следующие города: Майкоп, Уфа, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Махачкала, Назрань, Нальчик, Элиста, Черкесск, Петрозаводск, Сыктывкар, Йошкар-Ола, Саранск, Якутск, Владикавказ, Казань, Кызыл, Ижевск, Абакан, Грозный, Чебоксары, Барнаул, Краснодар, Красноярск, Владивосток, Ставрополь, Хабаровск, Благовещенск, Архангельск, Астрахань, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Иваново, Иркутск, Калининград, Калуга, Петропавловск-Камчатский, Кемерово, Киров, Кострома, Курган, Курск, Санкт-Петербург, Липецк, Магадан, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Орёл, Пенза, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Южно-Сахалинск, Екатеринбург, Смоленск, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Челябинск, Чита, Ярославль, Биробиджан, Агинское, Кудымкар, Палана, Нарьян-Мар, Дудинка, Усть-Ордынка, Ханты-Мансийск, Анадырь, Тура, Салехард.

Технические регламенты в строительстве

Технические регламенты в строительстве — это документы, обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в которых установлены минимально необходимые требования, призванные обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д. ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается технические регламенты в строительстве, носит межотраслевой характер. Поэтому в нормативных документах и стандартах предусмотрено изменение функций государственного и технического регулирования, путем принятия технических регламентов региональными органами власти

Обязательные для применения и исполнения требования к безопасности продукции, процессов ее производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, утилизации, а также национальных стандартов, имеющих статус документов для добровольного применения с требованиями к конструктивным формам продукции, качеству ее исполнения, методам ее испытаний, включены в общие технические регламенты в строительстве. Но строительная продукция создается и эксплуатируется практически для всех отраслей народного хозяйства страны, поэтому технические регламенты в строительстве подчинены целям, на основании которых происходит их принятие на местном уровне:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечение энергетической эффективности.

Технические регламенты в строительстве в иных целях не допускаются к рассмотрению и принятию. Для адаптации к строительным процессам и продукции, а также для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ был составлен с учетом отечественной и международной правоприменительной практики в области технического регулирования, в том числе стран ближнего зарубежья и требует соблюдения следующего перечня национальных стандартов России, утвержденных Правительством РФ:

  • Пожарная безопасность.
  • Механическая безопасность.
  • Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
  • Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
  • Безопасность для пользователей зданий.
  • Энергетическая эффективность зданий.
  • Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
  • Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.

Составляя технические регламенты в строительстве, прежде всего, устанавливаются обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.

Помимо этого, технические регламенты в строительстве освещают минимальные необходимые требования к зданиям и сооружениям, разъясняют нормы и ряд общих требований:

  • требований безопасности (механической, пожарной и др.),
  • требований к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений,
  • требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта,
  • требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа),
  • требований оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Общероссийские технические регламенты в строительстве не содержат требования к конструкции и исполнению поэтому в качестве основы для разработки проектов технических регламентов полностью или частично используются международные стандарты, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей.

Стандартный порядок разработки и принятия технических регламентов (ТР) на региональном уровне происходит по следующей схеме принятия технического регламента:

  1. Разработка проекта ТР любым лицом.
  2. Публичное обсуждение проекта ТР.
  3. Экспертиза проекта ТР экспертной комиссией.
  4. Законодательное утверждение проекта ТР.

Разобраться во всех особенностях правового института технического регулирования безопасности зданий и сооружений можно вместе с нашими специалистами, которые в будние дни консультируют по телефону 209-09-40. Обращайтесь!

Что такое технический регламент в строительстве

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

радиационную безопасность населения;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка соответствия проводится в формах испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Национальные стандарты Российской Федерации могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 8 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов — потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции.

10. Технический регламент, принимаемый постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных документов по стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 настоящего Федерального закона, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов по стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

apt.ru

Timeweb — компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети — расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

от 196 руб руб. / мес

Аренда VDS и VPS

Виртуальные серверы с почасовой оплатой. Меняйте конфигурацию сервера в любой момент и в пару кликов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *